Закон РБ "О здравоохранении" (новая редакция)

Новая редакция закона о здравоохранении

Закон Республики Беларусь от 11 декабря 2020 г. № 94-З вступил в силу 23 июля.

Закон Республики Беларусь от 11 декабря 2020 г. № 94-З «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи» вступил в силу. Нормативный правовой акт разработан в целях совершенствования правового регулирования норм Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» и Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи».

При подготовке были учтены практика применения законодательства и международно-правовые акты, составляющие право Евразийского экономического союза. В нормотворчестве важна стабильность правового регулирования, поэтому в Законе сохранены принципы государственной политики в области здравоохранения и основные подходы государственного регулирования. Для граждан важно получить доступную и качественную медицинскую помощь, в связи с чем основное внимание в Законе уделено именно указанным вопросам.

Законом вводится и ряд новелл.

  • В целях повышения качества медицинской помощи Минздравом сформирована система управления качеством медпомощи, которая позволяет оценить качество оказания помощи в каждом конкретном случае, уровень оказания помощи в организации здравоохранения и системы медпомощи в целом.

Введен новый вид экспертизы – экспертиза качества медицинской помощи, которая будет проводиться в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи при летальных исходах, по жалобам и в иных случаях, установленных Минздравом.

В отличие от экспертизы качества медицинской помощи, предусмотренная в Законе оценка качества медицинской помощи и медицинских экспертиз будет проводиться в целях совершенствования оказания медпомощи и проведения медэкспертиз в организациях здравоохранения.

  • Расширяются возможности использования отделений дневного пребывания – граждане Республики Беларусь будут обеспечены лекарственными средствами и медизделиями в пределах республиканских формуляров за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, аналогично пребыванию в условиях стационара.

Данное изменение осуществляется в рамках развития хирургии одного дня. Оно направлено на повышение доступности медицинской помощи, снижения уровня госпитализации в круглосуточные стационары.

Станет возможным назначение пациентам контролируемого лечения. Пациентам будут выдаваться лекарственные препараты в стационарных или амбулаторно - под наблюдением медицинских работников. Контролируемое лечение будет назначаться пациентам при определенных заболеваниях (например, туберкулезе). Это позволит обеспечить оказание медпомощи на протяжении всего курса лечения. Такая возможность особенно актуальна для лиц, которые вследствие злоупотребления алкоголем или иных причин не выполняют предписаний врача.

  • Еще одно нововведение касается медицинских работников. За ними закреплено право на обоснованный профессиональный риск.

Закрепление права на профессиональный риск и конкретизация его определения в Законе предоставит дополнительные правовые гарантии медицинским работникам. Такое нововведение направлено на сохранение работающих в отрасли квалифицированных специалистов, которые выполняют сложные и высокотехнологичные вмешательства, оказывают медицинскую помощь при заболеваниях, имеющих высокий риск наступления осложнений.

  • Закон вводит медицинскую аккредитацию государственных организаций здравоохранения, которая будет проводиться по условиям и видам оказания медицинской помощи.

Результаты медицинской аккредитации позволят повысить эффективность финансирования здравоохранения без снижения доступности медпомощи для населения. Таким образом будут обеспечены условия для создания межрайонных центров на базе центральных районных больниц, имеющих достаточные ресурсные возможности для выполнения высокотехнологичных и сложных вмешательств по хирургии, применения методов лучевой диагностики при оказании онкологической, неврологической, кардиологической и другой специализированной медицинской помощи.

  • Предусмотренная Законом клинико-экономическая (фармакоэкономическая) экспертиза станет инструментом для отбора наиболее экономически выгодных и безопасных медтехнологий. Технологии, прошедшие экспертизу, будут рекомендованы для включения в клинические протоколы, республиканские формуляры лекарственных средств и медизделий, перечень основных лексредств и иные документы, определяющие порядок оказания медпомощи.
  • Закон о здравоохранении дополняется главой, посвященной государственному социальному заказу в области здравоохранения.

Данный механизм обеспечит возможность привлечения негосударственных организаций здравоохранения, негосударственных некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих меддеятельность, к оказанию медпомощи, реализации проектов в области здравоохранения по повышению доступности оказания медпомощи.

Исполнители государственного социального заказа в области здравоохранения будут определяться областными и Минским городским исполнительными комитетами на конкурсной основе по результатам открытой и прозрачной процедуры.

Законом созданы условия для дальнейшего внедрения электронного здравоохранения. Основными элементами центральной информационной платформы   станут - электронная медицинская карта пациента, объединение информационных регистров в централизованной информационной системе здравоохранения, электронные сервисы, личный электронный кабинет пациента и т. д.